Омская область, Омский район, д.Путинцево, ул. Мира 10
Рубрики
Свежие записи
Архивы

Основная образовательная программа начального общего образования

Структура основной образовательной программы основного общего образования

Учебный (недельный) план МОУ «Путинцевская ООШ» 

начальное общее образование 2011-2015 гг 

Учебный план  разработан на основе:§ нормативно-правовых документов федерального уровня:Ø Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32); Ø Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);Ø .СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010г., зарегистрировано в Минюсте РФ №19993 03.03. 2011г)Ø Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);Ø Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год» Ø  Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);Ø  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);Учебный план реализует основную образовательную программу начального общего образования, фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областейОбязательная часть  учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:·формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;·готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;·формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;·личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.Учебный план представлен обязательными предметными областями: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, искусство, технология, физическая культура и основы духовно- нравственной культуры народов России (4класс).Предметная область «Филология» представлена учебными предметами: русский язык (1-4 кл. (в 1 кл. 1-3 четверти – обучение грамоте), литературное чтение 1-4 кл. (в 1 кл. 1-3 чет. — обучение чтению), иностранный (английский) язык 2-4 кл.  Предметная область «Филология» реализует основные задачи:формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;развивает диалогическую и монологическую устную и письменную речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметом: математика 1-4 кл.Основные задачи реализации содержания:-развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.Предметная область «Обществознание и естествознание» преставлена учебным предметом окружающий мир интегрированый с ОБЖ 1- 4 кл. Основные задачи реализации содержания:-формированиеуважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.Предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России преставлена учебным предметом основы духовно- нравственной культуры народов России (4класс).Основные задачи реализации содержания:-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;-формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами: музыка 1-4 кл, изобразительное искусство 1-4 кл. Основные задачи реализации содержания:-развитие способностей к художественно-образному,эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.Предметная область «Технология» представлена учебным предметом технология 1-4кл. Основные задачи реализации содержания:-формирование опыта как основы обучения и познания,-осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,-формирование опыта практической преобразовательной деятельности.Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом физическая культура 1-4 кл. Основные задачи реализации содержания:-укрепление здоровья,-содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;-формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;-формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Часть  учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформирована с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки,  диспуты,  олимпиады, конкурсы, соревнования,  общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.В школе 6-дневная рабочая неделя, кроме 1 кл, у которых 5 –ти дневная рабочая неделя Продолжительность учебного года: 1 класс — 33 учебные недели, 2-4классы — 34 учебные недели. Продолжительность урока для 1 класса — 35 минут, для 2-4 классов — 45 минут.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе установлены в течение года дополнительные недельные каникулы.  

Учебный  планначального общего образования
 
 
Предметные области учебные предметы                                   классы Количество часов в неделю Всего
               I                 II III IV
  Обязательная часть  
Филология Русский язык 5 5 5 5                 20
Литературное чтение 4 4 4 4 16
Иностранный язык 2 2 2 6
Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16
Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 0/1 0,5
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого           21 23 23            23,5              90,5
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)           10 10 10 10 40

   Учебный  план  1 – 4  классов ориентирован на 4 – летний срок освоения государственных образовательных  программ  начального  общего  образования. Учебный  процесс  в  начальной школе организуется в рамках общеобразовательных   программ   «Школа   России»,   требований   федеральных государственных образовательных стандартов  в  соответствии  с  задачей  развития  детей до уровня возрастной нормы и требований подготовки выпускника школы 1 ступени, необходимых и достаточных для продолжения обучения в основной школе. Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе “Школа России»1.      Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»    авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.2.      Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»авт. Климанова Л.Ф. и др.3. Завершенная предметная линия учебников «Математика»     авт. Моро М.И. и др.4. Завершенная предметная линия учебников «Информатика»    авт. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. 5. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»    авт. Плешаков А.А.6. Завершенная предметная линия учебников «Технология»    авт. Роговцева Н.И. и др.7 Завершенная предметная линия учебников «Музыка»    авт. Критская Е.Д. и др. 8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное    искусство» под ред. Неменского Б.М.  9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура»    авт. Лях В.И. 10. Завершенная предметная линия учебников «Духовно-       нравственная  культура народов  России»  11. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык»        авт. Кузовлев В.П. и др.         Внеурочная деятельность представлена 5 направлениями: 

Направление Виды деятельности Количество часов
Спортивно -оздоровительная Секция, Весёлые старты, соревнования 2
Духовно — нравственное ОПП, круглые столы, экскурсии 2
Общеинтеллектуальное кружки 2
Социальное круглые столы, экскурсии, исследования, диспуты, олимпиады 2
Общекультурное Кружки, соревнования, конкурсы 2

     Набор учебных предметов, включённых в настоящий план, соответствует Федеральным и региональным стандартам, оснащён учебно – методической базой и системой аналитических и диагностических мероприятий, обеспечивающих обоснованность образовательной программы.         На организацию «внеурочной деятельности» отводится 10 часов в неделю.  МОУ «Путинцевская ООШ» предоставляет учащимся право выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика начальной школы.  Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используют различные формы её организации, отличные от  урочной системы обучения.    УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИРепкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.- Томск, Пеленг, 1993.-61с.Учебно-познавательный интерес

Ур

Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживает-ся (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал) Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
2 Реакция на новизну Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.
3 Любопытство Положительные реакции возникают только на новый теоретический  мате-риал (но не на способы решения задач) Оживляется, задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.
4 Ситуативный учебный интерес Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
5 Устойчивый учебно-позна-вательный интерес Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.
6 Обобщённый учебно-позна-вательный интерес Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов

Целеполагание

Ур

Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие цели Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования. Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том , что он собирается делать или что сделал.
2 Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется. Осознаёт, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделят промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчёта о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий.
3 Переопределение познава-тельной задачи в практическую Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе решения подменяет познавательную задачу практической. Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели.
4 Принятие познава-тельной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи. Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её (не подменяя практической задачей и не выходя за её требования), чётко может дать отчёт о своих действиях после выполнения задания.
5 Переопределе-ние практичес-кой задачи в познавательную Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; чётко осознает свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчёт.
6 Самостоятельная постанов-ка новых учебных целей Самостоятельно формулирует новые позна-вательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.

 

 

Учебные действия

Ур

Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие учебных дейст-вий как цело-стных единиц деятельности Не может выполнять УД как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий. Не осознает содержание УД и не может дать отчёта о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять УД; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми.
2 Выполнение УД в сотрудничестве с учителем Содержание действий и их операционный состав осознаются, приступает к выполне-нию действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно Может дать отчёт о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работает при пооперационном контроле, самостоятельные УД практически отсутствуют.
3 Неадекватный перенос учебных действий Самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой учебной задачи, однако не способен внести в него даже незначительные изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. Усвоенные способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соотнесение и перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно; при неизменности условий способен выполнять действия самостоятельно.
4 Адекватный перенос учебных действий Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя. Достаточно полно анализирует условия задачи и чётко соотносит их с  известными способами; легко принимает косвенную помощь учителя; осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия.
5 Самостоятельное построение учебных действий Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи правильно решает задачу Критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно.
6 Обобщение учебных действий Опирается на принципы построения УД и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа. Овладевая новым способом, осознает на только состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чем он основан), осознает сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач.

Самоконтроль

Ур

Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие контроля УД не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий. Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении многократно повторен-ных действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2 Контроль на уровне непро-извольного внимания В отношении многократно повторенных действий может, хотя и несистематически, неосознанно фиксировать факт расхожде-ния действий и непроизвольно запомнен ной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий Действуя как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий; часто допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно; в малознакомых действиях ошибки допускает чаще и не исправляет их.
3 Потенциаль-ный контроль на уровне произвольно-го внимания При выполнении нового действия введён-ная схема осознаётся, однако затруднено одновременное выполнение учебных дей-ствий и их соотнесение со схемой; ретро-спективно такое соотнесение проделыва-ет, ошибки исполняет и обосновывает. В процессе решения задачи не использует усвоенную схему, а после её решения, в особенности по просьбе учителя сожжет соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает или легко их исправляет.
4 Актуальный контроль на уровне произвольно-го внимания Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усво-енную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует её адекватность новым условиям
5 Потенциаль-ный рефлек-сивный контроль Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную  схему, од-нако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы. Задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям.
6 Актуальный рефлексив-ный контроль Решая новую задачу, самостоятельно об-наруживает ошибки, вызванные несоот-ветствием схемы и новых условий зада-чи и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит свои коррективы в схему действий ещё до начала их фактического выполнения.

Самооценка

Ур

Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
1 Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя. Полагается на отметку учителя, воспринимает её некритически (даже в случае явного занижения или завышения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи.
2 Неадекватная ретроспективная оценка Ученик не умеет, не пытается, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметки учителя Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется  не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи.
3 Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить своих воз-можностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.
4 Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пы-тается оценить свои возможности отно-сительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомости или незнакомости, а не возможности изме-нения известных ему способов действия. Свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи; пытается оценить свои  возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не её структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя.
5 Потенциально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, мо-жет с помощью учителя, но не самостоя-тельно, оценить свои возможности в её решении, учитывая возможное измене-ние известных ему способов действия. Может с помощью учителя, но не самостоятельно, обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно.
6 Актуально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. Самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свою возможность или невозможность её решать, исходя из чёткого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения.

 Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся _____класса. Дата составления ________________________ 

№ п/п

ФИО Компоненты учебной деятельности
Учебно-познава-тельный интерес Целеполагание Учебные действия Самоконтроль Самооценка
1 Иванов Сергей 4 (уровень) 3 4 4 4
2            
3            

  

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 Предшкольная ступень образования (6,5-7лет)  

Оцениваемые УУД

Форма (ситуация оценивания)

Метод оценивания

Методика

ЛИЧНОСТНЫЕ Действия самоопределения и смыслообразования

— действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Индивидуальная беседа с ребенком

Беседа

«Беседа о школе»

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б.Эльконина).

— действие смыслообразования, устанавливающее  значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задать вопрос

Индивидуальная

Чтение незавершенной сказки

Проба на познавательную инициативу

— личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Индивидуальная беседа

Беседа

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)

Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания

— действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы

Индивидуальное обследование ребенка 

Беседа

Задание на  норму справедливого распределения

— действия нравственно-этического оценивания – выделе-ние морального содержания ситуации; учет нормы взаимо-помощи как основания построения межличностных отношений

Индивидуальное обследование ребенка

Беседа

Задание на усвоение нормы взаимопомощи

— действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев

Индивидуальное обследование ребенка

Беседа

Задание  на учет мотивов героев в решении  моральной дилеммы  (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

 

 

Оцениваемые УУД

Форма (ситуация оценивания)

Метод оценивания

Методика

РЕГУЛЯТИВНЫЕ — умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез

Индивидуальная работа

Работа по образцу Выкладывание узора из кубиков
— регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий

Индивидуальная работа

 

Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

— логические универсальные действия

Индивидуальная работа с ребенком

Беседа

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска)

— знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план  знаков и символов и предметный план

Индивидуальная беседа с ребенком

Беседа

Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)

— знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие  контроля

Индивидуальная или групповая работа с детьми

 

Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка)

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения)— действия, направленные на учет позиции собеседника

Индивидуальное обследование ребенка 

Беседа

«Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

— коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника

Индивидуальное обследование ребенка 

Беседа

«Братья и сестры» (Ж.Пиаже)
Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)— коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Работа учащихся в классе парами

Наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Задание  «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятель-ности (коммуникация как предпосылка интериоризации)— умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Выполнение совместного задания в классе парами 

Наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

«Узор под диктовку»

(Г.А. Цукерман и др.).

 

 

Начальная ступень образования (10,5-11лет)

Оцениваемые УУД

Форма (ситуация оценивания)

Метод оценивания

Методика

ЛУУД

— действия, направленные на  определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Фронтальный письменный  опрос

Учащимся предлагается инструкция

«Кто я?» (модификация методики Куна)

— личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

Фронтальный письменный опрос

Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

— действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся

Опросник для учителя

Учителю предъявляется шкала с инструкцией

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

— действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося

Опросник

Учащимся предлагается инструкция

Опросник мотивации

— личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности

Фронтальный письменный опрос

Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника

Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха.

(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)

— действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм

Индивидуальное обследование ребенка

Беседа

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)

— действия нравственно-этического оценивания

Индивидуальное обследование ребенка

Беседа

Моральная дилемма

( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

— выделение морального содержания действий и ситуаций

Фронтальное анкетирование

Ученикам предъявляется шкала с инструкцией

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)


 

Оцениваемые УУД

Форма (ситуация оценивания)

Метод оценивания

Методика

РУУД

— регулятивное действие контроля

Фронтальный письменный опрос

Ученикам предъявляется инструкция

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий

Групповая и индивидуальная работа

  Диагностика особенностей развития поискового планирования

(методика А.З.Зака)

ПУУД

— универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия

Индивидуальная работа

 

Сформированность универсального действия общего приема решения задач

(по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

— моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования)

Фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми

Инструкция

Методика «Нахождение схем к задачам»

(по Рябинкиной)

КУУД

— действия, направленные на учет позиции собеседника

Групповая работа с детьми 

Анализ детских рисунков

«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл)

— действия, направленные на учет позиции собеседника

Индивидуальное обследование ребенка 

Беседа

Методика «Кто прав?» (модифицированная  методика Г.А. Цукерман и др.)

— коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Работа учащихся в классе парами

Наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская)
— умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Выполнение совместного задания в классе парами

Наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…).